Перспективы развития малоэтажного строительства в России

Инициатива о поддержке развития малых городов и сел через малоэтажное строительство является исключительно актуальной и своевременной, поскольку сегодня в РФ только один процент земель является землями населенных пунктов и, соответственно, может быть использован для жилищного строительства.

Каким образом и на каких правовых основах должно осуществляться малоэтажное строительство? Инициатива о поддержке развития малых городов и сел через малоэтажное строительство является исключительно актуальной и своевременной, поскольку сегодня в РФ только один процент земель является землями населенных пунктов и, соответственно, может быть использован для жилищного строительства. Развитие малоэтажного жилищного строительства — это вопрос в том числе и политический, т. к. его реализация направлена на формирование в стране «класса собственников», того самого среднего класса, который имеет важнейшее значение для социально-экономического развития нашего государства, для формирования дееспособного гражданского общества и развития политической демократии. Основу малоэтажного строительства в развитых странах составляет каркасное домостроение.

Использование данной технологии позволяет существенно снизить стоимость и сократить сроки строительства. Однако чтобы развивать индустрию соответствующих строительных материалов, необходимо обеспечить загрузку мощностей таких предприятий. Поэтому, полагаю, речь должна идти не только об индивидуальном жилищном строительстве, но и о малоэтажном, в том числе о строительстве многоквартирных малоэтажных домов. К сожалению, сегодня действующие СНиПы и другие нормативно-технические документы не позволяют использовать каркасное домостроение при малоэтажном жилищном строительстве. Исключение составляют блокированные таун-хаусы. Вообще же существующая нормативно-техническая база в области малоэтажного жилищного строительства во многом устарела, т. к. последние документы в этой области принимались в 1987 году. Поэтому особенно актуальным является вопрос ее пересмотра и принятия соответствующих технических регламентов. Нельзя забывать и о том, что хотя собственно стоимость строительства индивидуального жилья может быть и невысокой, значительных затрат потребует решение вопросов обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой. Поэтому все естественные монополии, в том числе и локальные, должны синхронизировать свои инвестиционные программы с планами комплексной малоэтажной застройки территории. Кроме того, для успешного развития малоэтажного строительства в России необходимо законодательно урегулировать ряд важнейших проблем, которые определяли бы порядок создания кооперативов малоэтажного жилья, в том числе при содействии органов власти, управления территорией малоэтажной жилищной застройки, особенности предоставления земельных участков для малоэтажного строительства, а также формы и способы участия органов власти в строительстве объектов коммунальной и социальной инфраструктуры. Соответствующий законопроект сейчас дорабатывается ко второму чтению и Комитет принимает активное участие в этой работе. Какие еще законодательные инициативы и новации нужны для развития строительного рынка и в области земельных отношений?

В целом необходимо привести ряд федеральных законов в соответствие с Градостроительным кодексом. Прежде всего речь идет о земельном законодательстве. Существующие процедуры выбора земельного участка во многом дублируют процедуру подготовки документации по планировке территории. В связи с этим комитетом в настоящее время осуществляется доработка ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Градостроительного кодекса».

Указанным законопроектом предусмотрено: — совершенствование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, его увязка с Градостроительным кодексом; — распространение режима комплексного освоения не только на жилищное строительство, но и на все виды строительства; — обязанность органов власти размещать сведения о свободных земельных участках, которые могут быть использованы для строительства; — возможность подготовки документации по планировке территории за счет лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков. Эти меры позволят снизить бюрократические барьеры на пути застройщиков, будут способствовать преодолению монополизма и развитию конкуренции на строительном рынке. А это, в свою очередь, даст возможность увеличить темпы строительства, в том числе и жилья. Кроме того, в целях однозначного понимания закона на практике необходимо в рамках кодекса определить соотношение реконструкции, капитального ремонта и реставрации объектов культурного наследия, а также соотношение понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» с такими понятиями, как модернизация, техническое перевооружение, расширение и др.

Соответствующий законопроект также готовится комитетом ко второму чтению. Немаловажное значение имеют и вопросы подготовки технических регламентов. До 2010 года в сфере строительства должны быть разработаны 15-20 специальных технических регламентов. Они будут включать в себя основные требования в области безопасности, которые сегодня содержатся в СНиПах. Часть из них может быть утверждена постановлениями правительства РФ, но основные должны быть приняты в виде федеральных законов. Помимо технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», срок принятия которого определен президентом до 1 января 2009 года, не менее важным является технический регламент по организации территорий, размещению зданий, строений, сооружений. Принятие этого технического регламента необходимо в целях рациональной и безопасной организации территории. Важнейшей задачей является обеспечение безопасности и комфортности эксплуатации существующего жилья. В настоящее время успешно функционирует Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Его цель — содействовать гражданам в переселении из аварийного жилья и проведение капитального ремонта жилищного фонда.

Деятельность фонда направлена на стимулирование органов власти к внедрению рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь речь идет о формировании товариществ собственников жилья, развитии деятельности частных компаний по управлению многоквартирными домами и объектами коммунальной инфраструктуры. Вместе с тем практика показала, что функции фонда необходимо расширить. В ближайшее время потребуется принятие поправок, цель которых — возможность использовать средства фонда в первую очередь на достройку многоквартирных домов и покупку жилья на первичном рынке. Предоставление средств фонда на эти цели должно осуществляться по абсолютно прозрачной схеме с сохранением условий, которые в настоящее время необходимо выполнить, чтобы получить поддержку фонда.

Лилия Чечик

Источник: Агентство услуг "СП-Холдинг" от 15 августа 2011г.